С января 2015 года в БУ «Нижневартовском политехническом колледже» реализуется программа социально-психологического сопровождения студентов «К вершинам профессионального самосовершенствования» БУ «Нижневартовского политехнического колледжа» на 2015-2020 годы.
Программа одобрена на заседании совета колледжа, протокол № от 15 января 2015 года, имеет также внешнюю рецензию Нижневартовского государственного университета, факультета педагогики и психологии от 20 апреля 2015 года.
Разработчики Программы: социально-психологическая служба БУ «Нижневартовского политехнического колледжа»:
Козлова М.Ю. – Заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
Пыпина Л.Р. – педагог-психолог;
Штрикалкина Н. В.- социальный педагог.
Цель Программы: формирование установок здорового образа жизни, развитие общих и профессиональных компетенций, личностных качеств толерантности, правовой культуры, потребностей саморазвития и самосовершенствования студентов через систему комплексной социально-психологической поддержки процесса обучения студентов в политехническом колледже.
Основные задачи Программы:
Этапы и сроки реализации Программы:
I этап - ориентировочный (январь -декабрь2015г.) выявление перспективных направлений социально-психологического сопровождения студентов БУ «Нижневартовский политехнический колледж» и моделирование психологических новообразований на основе компетентного подхода в обучении студентов профессии(специальности).
II этап – основной (январь 2016г.-май 2019г.) – реализация Программы социально-психологического сопровождения студентов БУ «Нижневартовского политехнического колледжа» на основе компетентного подхода в обучении студентов профессии(специальности).
III этап – обобщающий(сентябрь 2019г. – май 2020 г.) – анализ реализации Программы.
Принципы реализации Программы:
Целостность социально-психологического сопровождения и педагогического процесса – единство, взаимосвязь, интеграция.
Взаимодействие факторов: студентов, семьи, колледжа.
Научно-творческий подход к социально-психологическому сопровождению студентов в обучении.
Сотрудничество как активное взаимодействие со всеми специалистами колледжа и студенческим сообществом.
Направленность на перспективное решение актуальных и долгосрочных программ.
Систематичность как проведение мониторинга психологического сопровождения, коррекционных мероприятий, психологического консультирования, психопрофилактической работы со студентами согласно месячных, годовых планов и анализа работы.
Рефлексия - самоанализ деятельности для понимания качества проводимого социально-психологического сопровождения.
Перечень подпрограмм и основных направлений реализации Программы:
В рамках Программы предусматривается реализация мероприятий по следующим основным направлениям социально-психологической работы.
Психолого-организационная работа - подбор батареи тестового материала по тематики программы, формирование методического комплекса по работе во всех направлениях деятельности социально-психологической службы.
Диагностико-коррекционная (развивающая) работа- выявление особенностей социально-психического развития студента, сформированности базовых и профессиональных компетенций, психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества:
Плановые скрининговые диагностические мероприятия, составление планов тематического анкетирования студентов;
Изучение обращений к специалистам социально-психологической службы, от администрации, мастеров производственного обучения, кураторов, преподавателей, родителей, студентов (определение проблемы, выбор метода исследования);
Анализ результатов исследования и формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или уровня формирования базовых и профессиональных компетенций личности студента (постановка психологического диагноза);
Разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы со студентом, составление долговременного плана развития базовых и профессиональных компетенций или других психологических образований.
Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем студентов:
Разработка и осуществление развивающих программ, тренингов для студентов с учетом задач подросткового и юношеского возрастного этапа;
Выявление социально-психологических особенностей студентов, имеющих особые образовательные особенности интеллектуально-личностного и социального развития и составление индивидуальных профилактических планов работы с ними;
Психологическое консультирование - содействие и совместное разрешение социально-психологических задач, в которых испытывают затруднения , мастера производственного обучения, кураторы, преподаватели, родители, студенты.
Психологическое просвещение - повышения уровня социально-психологических знаний у всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Программа обеспечивает сформированность основных и профессиональных компетенций.
Универсальные учебные действия, а далее развитые на их основе компетениции - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Управляют и контролируют реализацию Программы координатор заместитель директора по учебно-воспитательной работе и директор БУ «Нижневартовский политехнический колледж» города Нижневартовск.
Специалисты социально-психологической службы, Заместитель директора по учебно-воспитательной работе и директор БУ «Нижневартовский политехнический колледж» несут ответственность за ход и конечные результаты реализации программы, рациональное использование ресурсов колледжа, как бюджетного учреждения, определяют формы и методы управления реализацией программы.
Программа будет включена в общую Программу развития колледжа на 2015-2020 годы и реализована через систему совместного планирования деятельности БУ «Нижневартовский политехнический колледж» и Департаментом образования и молодежной политике ХМАО-Югры, государственными образовательными учреждениями различных типов и видов и социальными партнерами, организациями научной, социальной, культурной сферы.
Специалисты социально-психологической службы проводят ежегодный анализ своей работы и составляют корректировку планов на последующие периоды для заместителя директора по учебно-воспитательной работе и директора БУ «Нижневартовский политехнический колледж» о реализации Программы.
Реализация Программы социально-психологического сопровождения студентов образовательного процесса в условиях реализации ФГОС, с учётом профессиональных возможностей и потребностей БУ «Нижневартовский политехнический колледж» способствует выпуску качественных специалистов для Нижневартовского рынка труда.
Психологизация учебно-воспитательного процесса при развитии базовых и профессиональных компетенций повлияет на улучшение качества социально-психологических условий обучения, повысит учебно-профессиональную мотивацию, способствующих повышению уровня профессиональной мотивации, личностной значимости самопринятия, саморазвития и самосовершенствования студентов для построения дальнейшей профессиональной карьеры.
Создание банка мониторинговых исследований по основным направлениям социально-психологического сопровождения: социально-психологической адаптации студентов, особенностям личностного развития, особенностей темперамента и характера, развитию личностных качеств толерантности, эмоциональной тревожности и самооценки студентов за период пять лет, что поможет выявить тенденции и закономерности социально-психологического характера у студентов колледжа.
Куда обратиться, если есть подозрения о нахождении ребёнка в группе смерти